BEIKER (sz_beiker) wrote,
BEIKER
sz_beiker

Россия и Китай создают "общее евразийское экономическое пространство"

Москва, 12 июня /Синьхуа/ -- Началом создания "общего евразийского экономического пространства" и. о. директора Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянин назвал совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и "экономического пояса Шелкового пути", подписанное 8 мая президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином.
[Spoiler (click to open)]
"Сопряжение -- очень большой совместный проект, на воплощение которого уйдет долгое время, но после важных переговоров в Москве стороны фактически признали прогрессивность с одной стороны Шелкового пути, с другой стороны -- Евразийского экономического союза. Стороны подтвердили, что эти проекты укрепляют друг друга и работают на взаимное развитие", -- заявил С. Лузянин в эксклюзивном интервью Синьхуа.
По его словам, о том, что проекты объективно работают друг на друга и направлены на создание общего единого экономического пространства, выгодного как Китаю с Россией, так и всем другим странам, входящим в "экономический пояс Шелкового пути", свидетельствуют и исследования, проведенные учеными еще до подписания заявления.
Говоря о совместном заявлении РФ и КНР, С. Лузянин обратил внимание на то, что ШОС упомянута как площадка и основа сопряжения "экономического пояса Шелкового пути" и Евразийского экономического союза. "Раньше эти проекты никогда не рассматривались в "триединстве", речь всегда шла о трех отдельных направлениях: развитие экономического пояса, создание Евразийского экономического союза и работа в рамках ШОС. В этом документе они впервые были политически и научно объединены, поэтому можно утверждать, что из "триединства" вытекает новая российско-китайская евразийская геополитика", -- подчеркнул собеседник агентства.
По словам эксперта, сопряжение проектов будет происходить, прежде всего, в инфраструктурной сфере: строительство новых и модернизация старых автомобильных и железных дорог на российской территории, в странах Центральной Азии и на других территориях "экономического пояса Шелкового пути" и Евразийского экономического союза.
Другой важной сферой кооперации, по словам и. о. руководителя ИДВ РАН, является инвестиционно-банковское сотрудничество. "Триединство" проектов позволит инвестиционному капиталу Китая, России и других стран влиться в Евразийский банк России и Казахстана, а в будущем, возможно, и в банк ШОС, и укрепить основной Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Там уже есть фонд 50 млрд долларов для развития инфраструктурных проектов в рамках проекта "один пояс, один путь", поэтому сфера инфраструктуры потенциально очень перспективная", -- пояснил С. Лузянин.
Третьим важным направлением сопряжения проектов и. о. руководителя ИДВ РАН считает совместное строительство фабрик и заводов по производству промышленных материалов, развитие металлургии и нефтегазовой промышленности, в том числе разведку и переработку углеводородов. "Я всегда выступал и продолжаю выступать за более широкий доступ китайских инвестиций в энергетическую сферу России, потому что столь огромная отрасль дает возможности для развития всем странам", -- пояснил эксперт.
Еще одним возможным направлением для сопряжения проектов, по словам С. Лузянина, является сельское хозяйство. "В условиях антироссийских санкций Запада и реализации Россией курса на импортозамещение российско-китайская кооперация в сфере совместного производства агропромышленных продуктов может дать мощный импульс для развития обеим странам. В связи с тем, что необходимы инвестиции, на Дальнем Востоке создаются четыре территории опережающего развития, преференции в которых будут даны Китаю, в частности китайским бизнесменам", -- отметил он.
Особое внимание ученый обратил на второй российско-китайский инвестиционный форум "Глобал Форум", который пройдет в Пекине с 3 по 5 сентября в дни празднования 70-летия Победы китайского народа в антияпонской войне. Данный форум, по словам С.Лузянина, является частью сопряжения двух проектов и призван способствовать развитию и привлечению китайских инвестиций в российские регионы.
Отвечая на вопрос корреспондента Синьхуа о возможных трудностях сопряжения двух проектов ученый рассказал, что реализация больших проектов всегда неизбежно сопряжена с трудностями. Главной проблемой сопряжения проектов эксперт назвал разное организационное качество: "Евразийский экономический союз -- уже юридически и административно сложившийся институт развития, а "один пояс, один путь" -- система проектов в разных сферах, объединенных банком, а также огромный экономический процесс развития Евразии с помощью Китая и двадцати с лишним государств, который до конца пока не институционализирован".
"Мудрость председателя Си Цзиньпина в том, что он объявил о равенстве больших и малых стран в этих проектах, о том, что они имеют равные шансы для развития, это очень важно", -- подчеркнул собеседник агентства. Именно поэтому, уверен С. Лузянин, трудность, связанная с разницей в масштабах "экономического пояса Шелкового пути" и ЕАЭС, не является серьезным препятствием для сопряжения проектов.
Противоречием объективного характера руководитель ИДВ РАН считает тот факт, что "Евразийский экономический союз направлен в конечном счете на формирование регионального интеграционного объединения, а "экономический пояс Шелкового пути" -- пока не интеграционный проект".
И. о. директора ИДВ РАН уверен, что сопряжение проектов возможно, несмотря на данное противоречие. "Я думаю, что в ходе развития экономического пояса и усиления сопряжения с Евразийским экономическим союзом будут появляться региональные интеграционные зоны свободного передвижения китайского капитала, товаров и услуг, в частности Евразийский экономический союз", -- сказал он, добавив, что другие менее значительные трудности административно-бюрократического и технического характера, могут быть устранены благодаря усилиям экспертного сообщества.
По словам Сергея Лузянина, благодаря сопряжению проектов Евразия от Владивостока до Калининграда превратится в зону российско-китайской реальной кооперации в сфере товаров, услуг и капитала. "Это будет интеграция, отличная от той, которая проводится в рамках ЕС или АСЕАН, новая евразийская интеграция, которую придумали Владимир Путин и Си Цзиньпин", -- уверен эксперт.
"Если сопряжение трех проектов будет успешным, и Россия с Китаем, и Центральная Азия станут более едиными, сбалансированными и кооперированными. Это изменит экономический и геополитический баланс сил в пользу этих стран. При этом важно понимать, что ни "экономический пояс Шелкового пути", ни ШОС, ни Евразийский экономический союз не направлены против третьих стран. В.Путин и Си Цзиньпин неоднократно подчеркивали, что все проекты открыты для других участников и не существует непреодолимых барьеров для вступления", -- рассказал С.Лузянин.
По его словам, "страны стоят на пороге создания "новой Евразийской геополитики", что в классической американской политологии называлось "Хартлендом", дугой, которая проходит по главному континенту". "Сейчас создается новый мирный, открытый "российско-китайский Хартленд", который предполагает невоенный и несиловой вариант развития. Сила российско-китайских инициатив по стыковке "экономического пояса Шелкового пути" и Евразийского экономического союза в том, что они экономические и кооперационные, а не военные и силовые. Россия и Китай создают "Евразийскую ось", которая может стать новым центром будущего экономического мира", -- прогнозирует и. о. директора ИДВ РАН Сергей Лузянин.


Tags: КНР-Россия, экономика Китая, экономика России
Subscribe

Posts from This Journal “КНР-Россия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments